среда, 8 июля 2020 г.

Стычка в пустыне. Пробуем правила Lion Rampant.

Нет мира на границах процветающего Румского Султаната, могущественного государства сельджуков в Анатолии. Вот опять шайка стервятников-франков вторглась, чтобы грабить и разорять, и снова султан вынужден отправить своего верного эмира пресечь эту бандитскую вылазку.


Мы встретились с Никитой, чтобы попробовать "новые" правила "Lion Rampant". В свое время они прошли как то  стороной, смутила их некоторая утрированная простота, отряды фиксированного размера, кидается фиксированное количество кубиков. 
Но у меня есть армия турок-сельджуков сделанная под правила "Impetus", где фигурки установлено на групповых базах. В Impetus я играю не часто и армия большую часть времени простаивает, специфическое базирование делает ее использование в других системах не простой задачей. Но это не является помехой в "Lion Rampant", где все замеры делаются от крайних миниатюр и отряды должны поддерживать некоторую "сплоченность", ну а отмечать потери маркером, я вообще склонен считать признаком хорошего варгеймерского тона. Легкие правила, в идеале, должны способствовать быстрой и не напряженной игре. В общем, видимо, пришел момент опробовать их на столе.

Дружина франков включала в себя три отряда конницы (рыцари, сержанты и легкая конница с дротиками) и два отряда пехотинцев (лучники и застрельщики)

У Никиты есть армия для Саги, фигурки из которой он сгруппировал в отряды, чтобы получить армию на 24 очка (это такой "базовый" формат игры). Правила, вместо конкретных листов, дают конструктор, позволяющий собрать любую армию с достаточно широким диапазоном свойств и спец. правил. Например, Никита наделил отряды легкой кавалерии и лучником правилом "Ветераны", что сделало их более опасными противниками в бою. Рыцари получи правило "Спокойные", которое удерживает их от атак на любого противника, оказавшегося на дистанции атаки.  


Войска сельджуков включали два отряда гулямов (тяжелой кавалерии с луками), три отряда туркоманов (легкая конница с луками) и отряд пеших застрельщиков.

Я свою армию собрал без затей, в соответствии с распиской для сельджуков, пример которой представлен в конце книги. Там есть из чего выбрать на разные периоды.
Кроме армий/дружин противникам понадобятся командиры. Это скорее номинальная должность, в игре от них зависит очень мало, в основном они влияют на проверку духа (эдакий аналог теста морали) отрядов находящихся на расстоянии 12" от них. Однако, перед игрой противники делают броски кубиков на определение "случайных качеств лидеров". По результату этих бросков эмир сельджуков стал "Вялым", что лишило его возможности влиять даже на проверку духа, а главарь франков стал "Командиром", что давало возможность перекинуть один проваленный приказ, отряду в пределах 12" от него.


Враги начали сближаться, тут более мобильная армия турок взяла инициативу в свои руки и начала стремительное наступление

В "Lion Rampant" для того, чтобы выполнить любое действие надо пройти тест. Некоторые действие отряды выполняют более "охотно", другие менее. Например, большинство отрядом предпочитает двигаться, а не стрелять или атаковать. Однако, рыцари, наоборот предпочитают атаку всем другим действиям. Когда один из отрядов проваливает этот тест, ход переходит к противнику, а отряды, не успевшие выполнить приказ, ждут когда ход снова перейдет к игроку, командующему ими. 
Так вышло, что франки два хода подряд успевали передвинуть только один-два отряда и ход уходил к туркам.


Стрелки франков опасливо продвигаются вперед.


Чего не скажешь о турках, они чувствуют себя хозяевами на поле боя.


Туркоманы приближаются на дистанцию стрельбы, однако град стрел дружно пролетает мимо франкских сержантов. 

Как я писал выше, кроме стандартных отрядов, по 6 и 12 миниатюр, в игре используется и стандартное количество кубиков. Когда потери отряда не достигли половины в рукопашной и при обстреле кидают 12 кубиков, когда от отряда остается половина, начинают использовать 6 кубиков. Чтобы нанести отряду потерю надо нанести отряду количество попаданий, равное броне отряда. Броня сержантов "3", значит хотя бы на трех кубиках должно выпасть значение необходимое для попадания, чтобы нанести одну потерю.
Наверное стоит отметить, что некоторые отряды имеют возможность реагировать на действия противника (конечно, если удачно пройдут тест на выполнение приказа) Рыцари и сержанты могут контр атаковать, легкая кавалерия и застрельщики могут уклониться от атаки.


Вот, собственно, следствием такой неудачной попытки уклониться и стала кровавая рукопашная между туркоманами и сержантами.


Тем временем рыцари предприняли попытку взять туркоманов в клещи, тем самым спугнув отряд турецких застрельщиков в лес.

Застрельщики не имеют штраф за движение по пересеченной местности, кроме того, эта самая местность дает некоторые штрафы сражающимся в ее пределах. Но то, что для одних штрафы, для других - бонусы. Пересеченная местность уравнивает силы рыцарской конницы и застрельщиков сражающихся в ней. Конечно, есть некоторые отряды которые являются исключением из этих правил, которы  не получают штрафы за бой в такой местности, но не  в нашем случае. Еще одно правило, которое могло бы тут сыграть, в другой ситуации, это обязательная атака рыцарской кавалерии противника находящегося в пределах дистанции атаки, но Никита "докупил" своим рыцарям правило "Спокойные", что избавило их от обязательной атаки, а так бы они были вынуждены сражаться с застрельщиками в совсем не выгодной ситуации.
У нас же застрельщики так и просидели всю игру в пальмовой роще, тщетно пытаясь нанести хоть кому нибудь ущерб своей бестолковой стрельбой


Рыцари настигают и рассеивают туркоманов.


Пока туркоманы на правом фланге успешно оттесняют франкских стрелков, гулямы в центре пересекают поле и сближаются с легкой конницей противника.


Однако, меткие броски дротиков не только наносят потери, но отряд становится еще и разбит.

После того, как отряд несет потери, он должен пройти проверку духа. В случае неудачи, он становится разбит. Это такое состояние в котором отряд не может выполнять никаких приказов кроме сбора, с целью восстановить свою боеспособность.


Но турки смогли восстановиться, контратаковали легкокнников противника и даже отбросили их назад.


А в это время захлопнулась хитроумная ловушка поставленная франкскими псами благородному эмиру турок. Сержанты и рыцари окружили гулямов под его командованием.


В такой ситуации доблестный турок решает обойтись без лишних жертв в дуэли предводителей.

В игре предусмотрена возможность провести поединок между командирами враждующих армий, когда они оказываются в пределах 12" друг от друга. Сама процедура  совершенна проста - каждый из игроков кидает три кубика, результат 5 и 6 попадания. Побеждает тот, кто сделал больше попаданий. Армия погибшего командира проходит проверку духа. В случае отказа от поединка, пройти проверку духа тоже придется.

Поединок выигрывает франк.


Вслед за эмиром гибнет и его свита.


Турки были вынуждены признать свое поражение и покинули поле боя, увозя с собой тело сраженного командира.


На этом игру решили завершить. Мы провели около 12 ходов, которые заняли два часа игрового времени. Нельзя однозначно утверждать что игра закончилась бы в пользу франков, продолжи мы играть дальше, но определенно, на этом этапе перевес был на их стороне.
По завершению игры, правила оставили странное ощущение. Я ожидал быстрой и неожиданной игры, но в результате получил только неожиданную. Ходы заканчивались, порой, очень неожиданно, что совершенно не давало возможности строить какие то планы. Все решал только бросок кубиков. Да, кубики кидать в игре приходится часто и порой помногу. Проверки всех приказов и реакций на них, проверки духа, рукопашные схватки и стрельба. Все они достаточно просты, а модификаторы немногочисленны и быстро запоминаются. Но все равно, чего то не хватает, тот хаос который происходит на столе, на мой взгляд мало похож на хаос боя. Это досадно, особенно в контексте того, что на правила этого же автора "The Pikeman’s Lament" возлагались некоторые надежды, но если они будут работать так же (а пока ничего не предвещает обратного), то зрелище получится унылое. Честно говоря, для меня является загадкой популярность правил "Lion Rampant".
Уже спустя несколько дней после игры я понял, что мы играли на столе в два раза больше необходимого, во время игры это не бросалось в глаза, так как наши армии были переполнены кавалерийскими отрядами, но, возможно, на меньшем столе игра могла бы быть более скоротечной.
Не исключено, что спустя некоторое время я еще раз попробую эти правила более вдумчиво, без спешки, но пока что нет никакого желания.
Спасибо за игру Никите, клубу OZ за гостеприимство, а читателям за терпение.
8)

29 комментариев:

  1. Ну ничего. Первый блин комом,но ведь не всегда правила заходят с первой попытки...не вешать нос Денис:)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. О да, спасибо, Андрей 8)
      В целом сам факт игры уже хороший результат

      Удалить
  2. Выглядит всё отлично, ну, а правила надо ещё попробовать, чтобы окончательные выводы сделать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну да, Сергей выглядит то нормально. Но отряды носятся по столу во все стороны, какое то безобразие прямо

      Удалить
  3. Great looking game with beautifully painted figures, Denis. Great set of rules too.

    ОтветитьУдалить
  4. Картинка шикарная!
    Ну а правила - тесты это всегда так. Что-то нарвится. а что-то не очень

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да я не унываю. Тут еще один тест был - игра после работы. Вот им я доволен. Играть реально, нужно только аккуратно формат игры подбирать

      Удалить
  5. Отличный обзор получился. Очень обстоятельный. Прямо захотелось поприсутствовать, посмотреть. Что касается твоего восприятия, то с одного раза вряд-ли можно делать выводы. Я вот вспоминаю, как я первый раз оливки пробовал. :))
    Ну а твои знамена - просто произведение искусств.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, может и попробую эти правила какнить 8)
      Стыдно сознаваться, но мои знамена это продукция компании Литл Биг Мэн Студио, в просвещенных Европах они у каждого второго развиваются над его армией. Я нашел насколько исламских знамен на просторах интеруэба и возможно использую их в следующих отрядах.

      Удалить
  6. Отличная игра с красивыми миниатюрами!

    ОтветитьУдалить
  7. Красиво, но по правилам ты прямо как с языка снял, у меня ровно такие же впечатления были по прочтении правил, так что я даже и пробовать их не стал. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. А я вот про первые впечатления, давнишние, как то подзабыл. Да еще нашел какие то старые записи Деза, где он планировал Сент-Олбанс по ним рубить, ну и воспылал какими то тщетными надеждами 8)))

      Удалить
  8. Оооо, наконец то средневековье! :) А теперь по поводу правил - один раз играли в правила -близнец Dragon Rampart (кажется) они назывались. Буквально в первые ходы отказались от броска на кубик на движение, поскольку посчитали это правило просто бредовым. В итоге правила доиграли, но больше пробовать не стали - скучно. Если "ВХБ" страдал от избытка модификаторов и характеристик, то тут все наоборот, причем кастрировано до зевоты скучного состояния. Опять таки, играл по другим "Оспреевским" правилам - "Форс он Форс" я около двух лет, и по итогу тоже не могу ничего хорошего сказать. Короче теперь вижу правила "Оспрея" - даже десятиметровой палкой не касаюсь. Впечатления ты прямо мои описал. А почему кстати решили их опробовать? Вы же по "Импетусу" играли, да и "Хайль Цезарь" правила хоть и аркадные, но качественные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У парней есть армии на период, сделанные под скирмишовые систему типа Саги и Господ&Холопов. Дотягивать армии до масштаба Импетуса не все хотят, а я не хочу перебазировать свою армию. Посчитали, что в Льве, с его лояльным отношения к измерениям, два этих типа базирования могут нормально сосуществовать на столе. Это оказалось справедливым, только в остальных аспектах правила подкачали 8(
      Вообще не все правила Оспрея плохи. Правила Ронин и Ен Гарде! весьма хороши для всяких не больших скирмишей. Мы в свое время планировали играть по правилам Дукс Белорум, очень зателивая система на темные века, кстати этого же автора, в клубе играют по правилам Блак Опс и тоже довольны, в ваха сообществе, как я понимаю, пользуются популярность правила Газланд. Так что не советую делать поспешные выводы. Конечно в том большом колличестве выпускаемого ими, много всякой шелухи, но есть и хорошие игры.

      Удалить
    2. Ого, дукс беллорум от Оспрея! Не знал, хотя я помню, ты мне их скидывал. Но вот линейка срампартов" похоже все равно такая себе :( Ронина помню, кажется, были у вас по нему игры.

      Удалить
  9. Фигурки и антураж вокруг очень красивые - большие базы рулят. Правила такое себе, недовармастер, как и дюкс беллорум этого же автора - недоимпетус. Играли давно, после отказа жандармов атаковать на 4+ (вроде) отложили подальше на полку и играли в ваху скирмиш. Кубов кидаешь да, часто. Отряды фиксированные в 12 и 6 человечков странные, встречал вариацию в правилах на том же движке Rebel and Patriot 18 фигурок.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кстати, Дукс Беллорум, мне кажется, ты недооцениваешь, в Европах его играют на больших, импетусовских базах и смотрится он шикарно. Там вообще были некоторые неплохие идеи. Жалко, что их не стали развивать. Есть любительские мод под них по разным эпохам, Розы те же.
      Лев конечно уныл, те же Повстанцы&Патриоты, может, повеселее, там хотя бы провал теста на приказ не заканчивает все активации игрока, другие отряды все же могут попытаться что-то сделать. По ним играли в клубе Войну За Независимость и вроде даже остались довольны.

      Удалить
  10. Ну вот выгуляли такие красочные армии, что глаз радуется:) надеюсь скоро и сам смогу вернуться в прекрасный мир ужасного средневековья;)))
    Интересный обзор, подробный, обстоятельный, спасибо. Ну что, Импетус рулит?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мир средневековья ждет!
      Досадно, что за вечер не провести игру, так бы можно было уже начинать.
      Да, как ни крути, у Импетуса нет конкурентов, впрочем это было ясно и без всяких тестов.

      Удалить
  11. Красота! Скирмиш рулит. На маленьком столе такую картинку, наверное, сложно будет получить...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. уж и не знаю 8/
      если бы у нас были европейские армии, медленно ползающие по столу пехотные отряды вызывали бы грусть и тоску. На маленьком столе все должно происходить быстрее и, возможно, смотреться это будет более правдоподобно.

      Удалить
  12. Жаль конечно.Были виды на эти правила.А репортаж и игра отличные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Гена 8)
      Ну ты попробуй их, вдруг зайдут, поди не спроста их в Европах так любят. Но вот то, что провал одного теста на приказ завершает сразу весь ход игрока это странно и не прикольно. Вроде, в Повстанцах и Патриотах хотя бы все отряды могут попробовать активироваться.

      Удалить
    2. Да,это так.Значит я невнимательно прочитал правила Рампанта.Хотя я читал больше их продолжение - Ярость Дракона и мне показалось,что схема почти как в МиП.Идёт активация всех отрядов,в независимости от провала тестов и это правильно.Что-то мешает выполнить приказ отряду,остальные отряды автономны,у них свои командиры и не зависимо от неудачи одного,остальные могут спокойно выполнять поставленные перед ними задачи.Может вы просто не так трактовали правила?Просто МиП это адаптация того же ЛР,только под 18-19 век.

      Удалить
    3. Я так основательно не запаривался, чтобы проверять первоисточник. Но у Льва есть три варианта переводов от разных авторов, можно проверить. Я прочитал три перевода одного автора : льва, пикинера и МиП. В первых двух ход заканчивается с первым провалом теста приказа.

      Удалить
  13. Ответы
    1. В Никее объявлен траур, сам султан проронил скупую мужскую слезу 8(

      Удалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...