Так получилось, что в конце сентября меня совершенно неожиданно отправили в "творческий отпуск". Когда обычные обыватели отправляются на Черное море и в прочие теплые страны, я, как истинный аристократ духа, отравился на Белое море. В один из выходных дней, чтобы как то разнообразить будни, я предпринял вылазку в столицу Поморья - Архангельск. Погодка выдалась достаточно скверная, обычное явление для тех мест в это время года, и я убедил себя в необходимости приобрести какиенить изделия народных промыслов, а заодно и прогуляться по городу, в котором не был уж лет пять (хотя, была у меня и другая цель, но о ней позже). Таким образом воскресным утром я оказался на площади у речного вокзала Архангельска. Сразу прошу простить, фотоаппарат я с собой не брал, все снимки с телефона.
Скитальцев забредшим сюда, встречает мрачная громадина эпического долгостроя - Михаило-Архангельский кафедральный собор.
Поворачиваемся спиной к церкви и перед нами оказывается военкомат. Приятное здание дореволюционной постройки, правда не очень ухоженное. Справа от него Троицкий проспект, слева Набережная Двины. По этим двум улицам, в основном, я и гулял, они идут почти параллельно вдоль берега Северной Двины. Начал я с Набережной, затем перешел на Троицкий, по которому и вернулся к вокзалу.
С моего последнего визита появились весьма симпатичные новостройки с видом на реку.
А вот забавный пример поморской эклектики:
Отмечу, что на набережной достаточно много старых построек в относительно приличном состоянии.
Здесь я неожиданно для самого себя натолкнулся на Северный Морской Музей. Почему то раньше я его не замечал, хотя вахтеры в музее утверждали, что он стоял тут всегда и располагается в здании старого склада. Возможно, дело в том, что в прошлые свои визиты в компании сотрудников я больше времени и внимания уделял местным питейным заведениям, а не музеям 8)
Перед зданием музея нас встречает мини-экспозиция посвященная конвою JW-65, одному из последних конвоев, вышедшим из Шотландии в марте 1945. В него входило 24 транспорта, 2 танкера и 20 кораблей охранения. 20 марта на входе в Кольский залив он был атакован 13 немецкими субмаринами. Три судна были торпедированы.
Под навесом стоят дорожный каток и паровая лебедка, перевозившиеся на транспорте "Томас Дональдсон", входившим в состав конвоя JW-65, торпедированным и затонувшим в процессе буксировки в порт назначения. В в 2015 году с судна был поднят танк М4А2(76)W"Шерман", занитное орудие М2, два катка-асфальтоукладчика, паровая лебедка и другие мелкие предметы вооружения и техники.
Сама экспозиция музея явно недавно подверглась обновлению. Фактически все умещается в один зал. Рассказывается о северных мореплавателях от поморов до советских покорителей Арктики. Основное достоинство музея - множество отличных моделей кораблей и судов
Поморский коч |
Шняк - поморское судно для промысла трески |
Маршруты Полярных конвоев |
На втором этаже небольшая экспозиция посвященная контактам европейцев с Русским Севером. Путевые заметки, карты, торговля.
В числе прочего, среди товаров поставлявшихся в Россию через Архангельск, оловянные солдатики. Коробочка от солдатиков легендарной фирмы из Нюрнберга Heinrichsen.
Теперь можно продолжить мою прогулку по столице Поморья. Оглянемся по сторонам, стоя на набережной рядом с музеем. Собственно сама Северная Двина.
Вид в сторону Троицкого проспекта
Посмотрим на прощание на музей
В направлении Троицкого проспекта стоит памятник жертвам Интервенции. Не секрет, что на севере во время Гражданской войны действовали английские и американские войска. Собственно жертвам расстрелов, которые они устраивали время от времени, и посвящен этот обелиск.
Как повелось, почти в каждом морском городе России есть памятник Петру Первому. Архангельск не стал исключением.
Рядом несет караул матерный поморский котяшок. Близко к себе он не подпустил и ретировался. Спустя некоторое время он гордо обогнал меня таща в зубах то ли мышь, то ли крота, то ли еще какую мелкую живность.
Далее на моем пути Гостиный Двор 1680 года постройки, считается одним из символов Архангельска.
Напротив, на набережной, странноватые архитектурные формы.
Далее идет череда памятников посвященных Великой Отечественной Войне. Первой стоит колонна, посвященная присвоению Архангельску звания "Город воинской славы"
Вечный Огонь
Памятник Северным Конвоям
И даже памятник тюленям, посвящен Великой Отечественной Войне. Тюлений жир использовался для обогрева, освещения, для смазки орудий
Памятник юнгам - выпускникам Соловецкой школы юнг
Пляж Северной Двины безлюден. Никто не горит желанием загорать и, тем более, купаться. На улице +5, дует ветер и что-то моросит. По ощущениям блице к 0.
Чуть дальше путь проходит мимо отличного образца деревянной городской застройки - особняка Суркова, 1851 года постройки. Сейчас в нем детская школа искусств, возможно, благодаря этому он так хорошо выглядит.
А прямо за ним еще один архитектурный шедевр, Пивоварня, но состояние её радикально отличается.
Я прошел еще немного по набережной до храма Успения Божьей Матери.
Рядом с церковью и памятники соответствующие. Памятник Петру и Февронии.
Думаю ленточки на березке оставили молодожены, но это не точно.
Здесь я свернул в сторону Троицкого проспекта, на углу которого мне попался хорошо сохранившийся образец "северного модерна". На заднем плане стадион "Водник". Если кто не в курсе, одноименная команда находится в топе команд по хоккею с мячом, а выступления на этом стадионе зимой собирают немалое количество суровых северных болельщиков, если я не путаю, пронос алкоголя на стадион не запрещен, иначе вряд ли кто бы пошел на открытый стадион в тридцатиградусный мороз болеть за любимую команду.
Теперь мой путь лежал обратно, к речному вокзалу. Рядом с местным патриотическим центром железная махина ИС-3М. Но не ради этой махины я поперся в такую даль в такую гнусную погоду.
Дальше мне попался еще один "шедевр" архитектуры - здание цирка. Походу, бездействует оно давно, через что приняло вид достойный быть увековеченным в каком нибудь фильме на тему "пост-апокалипсиса", а может его стоит воплотить на игровом столе. Как тебе такая идея, Женя?
Дополнительно доставляют граффити
А вот еще одна цель моей поездки - танк Mark V. Собственно вот на эту махину я очень хотел посмотреть. Конечно я его видел, но было давно и был я не совсем трезв. Мне хотелось повидаться с ним еще раз. Раньше он стаял на набережной, где-то в районе памятника жертвам интервенции, как мне кажется. Если я правильно понял, он был отреставрирован и его перенесли на новое место в крытый "павильон"
Это усовершенствованная модель первых тяжелых английских танков Mark I-VI. Оснащен специальным танковым двигателем, четырёхскоростной коробкой передач и планетарной бортовой передачей, позволяющей управляться с ним одному механику-водителю. Всего было выпущено 400 танков этой серии. В Белую армию было поставлено около 70 различных английских танков. Захваченные в качестве трофеев, 44 танка Mark V составили основу советских бронетанковых сил и состояли на вооружении Красной армии в 1920-1930 гг.
Конкретно этот танк Mark V был захвачен на Южном фронте, под Харьковом у Добровольческой Белой армии. В 1938 году был передан Архангельску Наркомом обороны СССР маршалом Ворошиловым для использования в качестве памятника Гражданской войны.
Возможно, для сохранности танка идея с павильоном была и не плохой, но вот реализация, традиционно, подкачала. Оргстелко, гнется и царапается, не то что сфотографировать, рассмотреть танк, с некоторых ракурсов, проблематично, в добавок к этому вандалы или рекламщики, клеящие свои постеры на стекла, после отскребания коих поверхность перестает быть прозрачной.
В общем перся я к нему и остался несколько разочарован тем, что увидел.
Что уж теперь, пойдем дальше. Дальше на пути площадь Ленина. Троицкий проспект и Вознесенская улица встречаются на площади Ленина. Забавно.
На площади находится здание гор. администрации, чья башня, как и Гостиный Двор, является узнаваемым городским силуэтом.
Там же находится и "нулевой" километр
Тут я решил сделать маленькую петлю и немного пройтись по Вознесенской улице. Здесь уже преобладает типичная советская городская застройка.
С добавлением поморского колорита
Еще один характерный момент - близкое соседство "старого" и "нового" Архангельска.
Раньше город был преимущественно деревянный, но за время Великой Отечественной Войны, в результате бомбежек, он изрядно выгорел. Эти "пробелы" заполнялись новыми зданиями, правда, не всегда кирпичными. В городе до сих пор очень много деревянных построек, а на окраинах еще и тротуары деревянные.
В центре попытались обыграть эту особенность города и одну из улиц с деревянными домами основательно отремонтировали и сделали пешеходной.
Вот, аккурат на этой улице, мой телефон и "сдох". Отогрелся он только в автобусе, на обратном пути к месту моего обитания.
Впрочем, все равно моя прогулка подходила к концу. Я даже каким то чудом набрел на местный варгеймерский магазин с интригующим названием "Военная тайна". Перекинулся парой слов с продавцами, узнал, что поигрывают в Болт Экшен и Сагу, прикупил пару тюбиков краски, очень вовремя, кстати, белый как раз закончился через неделю.
Конечно же затарился я и продукцией народных промыслов.
Еще доложусь читателем моих заметок, что мой "творческий отпуск" не прошел в холостую для хобби. Открасил несколько миниатюрок и прочел отменную книгу. Книгу рекомендую интересующимся Крестовыми походами. В числе соавторов Максим Нечитайлов, что говорит только в пользу этого издания.
А по возвращению из странствий по поморской земле меня ждала долгожданная посылка, но об этом уже в другой заметке.
Интересный отчет, спасибо! На фотографии посмотреть было любопытно, красивый город.
ОтветитьУдалитьСпасибо, Женя 8)
УдалитьЯ рад, что город тебе понравился, а то, лично мне, он кажется очень мрачным, особенно осенью. Значит фоточками я его вытянул, как не очень качественную фигурку покрасом
По мне так в сравнении с нашим родным городом все что угодно выглядит как южный курорт, и Архангельск не исключение. :)
УдалитьНа самом деле, там сейчас холоднее и постоянно дует противный ветер
УдалитьСпасибо большое за фото и отчет, очень захотел поехать. Ну и коте и челноки для плетения сетей заставили ностальгически вздохнуть
ОтветитьУдалитьРад, что коли не покрашеными миниатюрами, так забавными путевыми заметками угодил 8)
УдалитьХорошее путешествие. Всегда интересен был этот город. Спасибо за экскурс.
ОтветитьУдалитьВеликолепно! Т.е. вместо того, что бы высоко нести знамя Санкт-Петербургского ТруНисториВаргеймаЮ этот мерзавец шатается по курортам... В протокол!. А из-за таких сегодня погибла рота Нью-Джерсийского полка...
ОтветитьУдалитьПардон муа!
УдалитьМеня этому лягушачьему жаргону научили бравые парни в синих куртках и забавных колпаках на голове 8Р
Спасибо за репортаж :)
ОтветитьУдалитьДавно хочу посетить Архангельск. Надеюсь, что и туда смогу попасть)
Пожалуйста 8)
УдалитьСтрана у нас большая, завсегда найдется место, где до этого не бывал
Интересная прогулка, Денис! Я бывал в Архаре (так его называли в обиходе), но давно, в 1984 году)
ОтветитьУдалитьДа, Архара, есть такое слово 8)))
УдалитьГород с тех пор, изрядно поменялся.
Ехать посреди осени ещё севернее, в Архангельск, кажется, способны только питерцы :) Фото хороши, конечно, историческая застройка радует глаз.
ОтветитьУдалитьЧестно говоря, я думаю, лучше всего туда ехать зимой, а то где нынче нормальную зиму то еще увидишь 8))) Да и с одеждой проще, а то в межсезонье хз, что с собой брать
УдалитьМного красивых экспонатов!
ОтветитьУдалитьУх, Денис! Тридцать лет долой! Дело в том, что Как и Сергей (из Полоцка) Я в Архангельск попал в 1984 году. Так же в Архару. В 4-й. погранотряд. Самолетом из Питера 29 октября 1984 года, в день рождения комсомола, из+5 в -12. Отряд тогда базировался в аккурат на набережной. Вход с Банковского переулка (напротив речного вокзала) как я понимаю в Соловецком подворье. Беленые двухэтажные здания 15-16 веков. Там была рота связи, хоз.взвод, клубс библиотекой и приежка. Дальше много чего было. Город точно очень изменился. Танк стоял в плачевном состоянии (залитый зеленой краской) на центральной улице. Но как же слух радуют эти названия: Саломбола, Талаги, Хабарка и прочее. Особняком стоит "Дембельский мост" (Это ж/д мост) Там Все пограничники, не важно в какой мороз увольнялись, выбрасывали в Двину зимние шапки и одевали свои зеленые фуражки. А к стати деревянные мостовые называются - ПАНЕЛЬ!
ОтветитьУдалитьСпасибо тебе , дружище, за возвращение в юность!!!
Ого, как тебе вштырило то, Алексей 8)))
УдалитьТебе надо обязательно сьездить в Архангельск, лучше всего летом, на день ВМФ, будет шумно и красиво