суббота, 5 сентября 2020 г.

Музей оловянного солдатика

Сегодня у меня выдался относительно свободный день, которым я решил воспользоваться для реализации своей давнишней задумки - посетить "Музей оловянного солдатика", являющейся филиалом музея Суворова, моей хоббийной "альма матер", если так можно выразиться. Будучи школьником, до 1993 года я посещал кружок при музее, который вели замечательные люди, привившие мне и другим мальчишкам интерес к истории и страсть к маленьким оловянным человечкам.
В общем, спустя почти 30 лет я оказался на пороге музея Суворова, ни дать ни взять, возвращение блудного сына. Однако, в этот момент я ясно понял, что идти туда мне категорически не хочется и узнав что билеты в музей солдатиков продаются отдельно я с легкостью покинул музей Суворова. Нельзя войти в одну реку дважды 8)


Мой путь лежал в маленький флигелек, по соседству. Раньше здесь располагалась администрация музея Суворова, но позже ей выделили более просторные помещения и домик долгое время стоял без дела.


Экспозиция начинается с интерактивного представление, рассказывающего историю игрушечных солдатиков от древности до наших дней. Видеоряд сопровождают сменяющие друг друга миниатюры воинов разных эпох.






После такого вступления лектор рассказывает историю классических, "нюрнбергских", солдатиков. По стенам зала в нишах размещены фигурки различных производителей от первых миниатюр фирмы Heinrichsen до миниатюр современных российских граверов. Можно тут увидеть и знакомых с детства игрушечных буденновцев из красного полиэтилена и моряков из синего (на мой взгляд совершенно не уместные в одном ряду с оловянными, но пробуждающие теплые воспоминания).
Тут я испытал некоторый шок, увидев вблизи фигурки Космолинского. У меня было о них более идиллическое представление. Даже с поправкой на давность они выглядят как раскрашенный куски металла (к сожалению я их чтойта не сподобился сфотографировать). Очень странно. Надеюсь это его ранние работы и в том их основная ценность.










В следующем зале нас ждет "представление" по мотивам "стойкого оловянного солдатика" Андерсена. Минут 15-20 вычеркнутых из жизни. Посещение экспозиции происходит строго с экскурсией. В нашей группе были только мы с дочкой и, наверное, можно было бы уговорить экскурсовода эту часть и пропустить, но я решил, что доченька должна по полной окунулось в отцовское хобби и мы вдвоем вытерпели все шоу целиком.
Далее следует зал с миниатюрами на тему отечественной истории. В нишах размещены мини-диорамы и отдельные миниатюры.








Предпоследний зал весь целиком посвящен одной теме - последний парад императорской гвардии в 1914 году. Это недавно приобретенная музеем коллекция миниатюр насчитывает что-то в районе двух тысяч солдатиков, сделанных русским эмигрантом.
На плац по очереди заезжают полки конной гвардии, парад принимает сам император. Почему то пешие полки в этой феерии не принимаю участия, надеюсь это временное явление. К сожалению я, опять же, не сфотографировал крупный план диорамы.














Завершает экспозицию эпическая диорама "Переход Суворова через Альпы"






Я очень доволен, что таки  смог выбраться в музей. Не смотря на свой не большой размер, он очень уютный. Огорчает только некоторая скомканность самого визита. Из-за экскурсии не остается времени рассмотреть все фигурки сделать хорошие фотографии, прочитать все подписи и витрины. Через что за кадром остался интерьер музея, безусловно, стоящий внимания. Еще досадно, что при таком музее нельзя купить классические "нюрнбергские" миниатюры российских граверов. Первые оловянные солдатики отец мне купил как раз в Суворовском музее, а теперь тут продаются какие то посредственные поделки. Но все равно, это место должно быть посещено в обязательном порядке всяким, кто интересуется военноисторической миниатюрой.
Такие дела, коллеги
8)

27 комментариев:

  1. Здорово! Я так понял, что там только нюрнбергские фигурки, плоские?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Точно так, Юра, у них, по идее, большие запасы этого добра

      Удалить
  2. Красивые, но сразу видно,что не варгеймер красил-подставочки то не оформлены:)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень классный музей! Я так понимаю, это в Северной столице находится все удовольствие? :) Как буду - зайду, спасибо за рекламу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, рекомендую, много времени это не отнимет, паче, рядом Суворовский музей, куда уж точно заглянуть не помешает 8)

      Удалить
  4. Какое совпадение)))Я был в этом музее впервые в прошлое воскресенье.Надо сказать,что для такого искушённого человека как я,музей не зашёл,ожидал большего.Скорее всего он рассчитан на детей.Лет так до 12.Более старшему возрасту,мне кажется ,будут востребованы более массовые и деталированные эскпозиции,типа наших игровых столов в клубе.С большим количеством террейна и миниатюр.Очень мало представлено миниатюр из запасников музея,хотя место для их расположения вполне хватает.Не умоляя работу художников таких как Нуждин,Мителёв, сам подход у организации экспозиции устаревший.Единственное что привлекло моё внимание,так это парад гвардии 1914 г.в исполнении Иванова.Было много разговоров,обсуждений будущего музея и вот разочарование.А может я просто избалован красотой нашего собственного музея,нашего замечательного клуба,созданного руками не профессиональных художников а обычных парней.Но с такой любовью,что выглядит он во многом лучше профессионального музея.И если бы организовывать экспозиции с использованием миниатюр и террейна нашего клуба,это смогло бы зажечь больше ребячьих сердец чем то что я увидел.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Гена, я думаю, дело тут в совершенно разном отношени к хобби. Вот вспомни книгу Попова "Кораблики и Солдатики" Какой террейн? Там горы из коробок, кстати в детстве я именно так и играл. И культ "стойкого солдатика" Андерсена. Для этих людей хобби как сказка со своим волшебством, а на некоторые условности можно закрыть глаза. Собственно музей это и показывает. Ты как бы оказываешься в кабинете взрослого ученого дядьки, где он закрывшись, в тихаря, на столе расставляет солдатиков.
      Огорчает, и в правду, не большое количество миниатюр и зачастую посредственный покрас. Конечно можно его простить в случае аутентичного покраса фигурок Хейнрихсен, например, но можно было показать больше хорошо покрашенных фигур. С другой стороны не известно что у них в фондах. Ядро коллекции это наверное фигурки полковника Люшковского, там тоже не может быть разговора художественном покрасе.

      Удалить
  5. Very cool, Denis. Would love to check it out myself.

    ОтветитьУдалить
  6. Спасибо, Денис, за увлекательную экскурсию! Могу спутать, но кажется, когда- то видел "Парад императорской гвардии 1914 года" выставленную где- то за границей. Еще тогда удивился- ишь ты, басурмане, а русскую историю чтут...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Пожалуйста Валентин 8)
      Последний парад это прямо "нордический эпос" для отечественных коллекционеров нюрнбергской миниатюры. Наверняка на просторах интеруэба можно найти эту душещипательную историю.

      Удалить
  7. Да, нам определенно стоит самим уже музей открывать, благо клубные коллекции солдатиков и террейна на вид лучше чем там. :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. В визуальном плане нам равных нет.
      На самом деле, между нюрнбергской миниатюрой и нашими 28мм достаточно много общего. Небольшие, полусемейные, фирмы-производители, наличие "культовых" скульпторов (в случаее "нюрнберга", граверов). Это как бы логичная эволюция с учетом новых технологий. Уверен, у коллекционеров фигурки должны быть покрашены на уровне.

      Удалить
  8. Был я в этом музее с внуком года два назад. Полное разочарование и не только у меня. Внук честно признался, что мои фигурки лучше.
    В том же музее Суворова, лет 30 назад была выставка солдатиков. Вот она мне понравилась. Видимо это и были их запасники?
    Ну а сто касается росписи именно плоской миниатюры, так у моих друзей по реконструкции (Сергея Летина и Барышникова) её было много и в разы лучше покрашенных.

    ОтветитьУдалить
  9. Здорово, Денис! Любой семейный поход - это праздник, а уж еще и по хоббийной тематике, так просто фейерия.
    Мое отношение как к музею Суворова, так и к музею ОС двоякое. Не имея вашего ленинградского детского "бэка" по его посещению меня не впечатлил ни первый, ни второй музеи. Пресные они какие-то. Не у них своей изюминки, хотя, как я понимаю, они могли бы сделать из него конфетку. Запасники, если их не растащили в 90е, у них были богатейшие.
    В плане экспозиции миниатюры мне больше нравится артиллерийский музей. До сих пор завораживают диарамы с моментами известных сражений, но можно и нужно, конечно делать лучше и качественнее. Технологии в макетировании сейчас хорошо продвинулись вперед и нет проблем с материалами и фигурками, но никому это ненужно, похоже. А было бы здорово в Арт музее сделать зал "Оловянного солдатика" и истории варгейма

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да "бэк" он, конечно, давлеет. Ребенком оказаться в подсобках музее это нешуточный "левел ап" для детского ЧСВ, а когда в руки попал музейный экземпляр Функенов, ну как к "туринской плащанице" приложился 8))). Определенно, посещение музея всколыхнуло детские воспоминания, которые уже очень давно лежали не тронутыми.
      Я редка бываю в музеях, по моим воспоминаниям, в Артмузее макеты были уж очень пыльными и древними, хотя в детстве они весьма впечатляли. Но общая тенденция сохраняется до сих пор во всех музеях - солдатики это игрушки, через что и отношение к ним соответствующее.

      Удалить
  10. Здорово, что есть музей солдатиков, и ты о нем рассказал, Денис.
    Но вот совсем я равнодушен к плоской миниатюре. В детстве у меня было много плоских, и всегда огорчало, что фигурки хорошо смотрятся лишь с одной стороны :(
    В это плане я гранд-макет Россия, что на ул. Цветочной, предпочитаю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня же ностальгия ;)
      А в гранд макет ходили без меня 8(

      Удалить
  11. Ответы
    1. Конечно! Но имей ввиду, что, кажется, мне одному он хоть сколько-то понравился 8)

      Удалить
  12. Многое видел, замечательный музей! И плоские миниатюры -- моя давняя любовь.

    ОтветитьУдалить

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...